Словарь

Афиша – реклама, одностороннее листовое издание, как правило, крупноформатное, оповещающее о публичном мероприятии и преднаначенное для расклейки.

Биговка – технологическая операция. Процесс формирования линий сгиба (бигов) на плотных бумагах. Различают ножевую, роликовую биговку и биговку штампом.

Блинтовое тиснение – тиснение плоским штампом без краски и фольги с нагревом или без него. Обычно используется для оформления переплетных крышек изданий, открыток, пригласительных билетов и другой продукции.

Буклет – печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой. Буклеты, как правило, раздаются бесплатно на выставках или в офисе рекламодателя, а также рассылаются.

Буклетмейкер – аппарат для изготовления брошюр (сгиб, прошивка скрепками).

Выборочное лакирование – лакирование оттиска не по всей поверхности, а только на отдельных его участках. Для выборочного лакирования используют печатные формы способов трафаретной, высокой или офсетной печати.

Выворотка – явление, когда отдельные элементы получаются не путем их запечатывания, а путем запечатывания окружающего пространства.

Вырубка – операция листовой штамповки: получение плоских деталей путем отделения материала от заготовки по замкнутому контуру в вырубном штампе.

Векторная графика – графическое представление объекта в виде множества векторов (совершенно не подходит для представления фотографий, но очень хорош для макетов, например, визитной карточки или вывески).

Вспомогательная реклама – все рекламные средства, не предназначенные для опубликования по каналам СМИ и выдаваемые изготовителями дилерам для облегчения продажи их товара, а именно: буклеты, каталоги, брошюры, выставочные образцы и т. д.

Высечка – технологическая операция. Процесс высекания изделий различной формы из листа (листов) бумаги с помощью штампов.

Денситометр – прибор, предназначенный для измерения оптических плотностей при отражении (на оттисках и фотографиях) и при пропускании света (на негативах и диапозитивах). Конструктивно различают денситометры, работающие только в отраженном свете, только в проходящем свете и универсальные. Денситометры могут быть настольными и переносными.

Дизайн – художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий.

Евростандарт (в части офсетной печати) – стандарт ISO 12647-2 (1996). Регламентирует значения параметров печати при использовании шкал оперативного контроля. Определяет требования к используемым материалам, цветопробам.

Каталог – многостраничное сброшюрованное издание, имеющее определенную систему, отражающую тип и вид продукции.

Категория сложности работы:
a. 1 категория – печать CMYK с интегральным коэффициентом запечатки менее 20%, без фонов и дополнительных цветов на бумаге плотностью от 115 до 170 г/кв. м;
b. 2 категория – печать CMYK с интегральным коэффициентом запечатки более 20%, печать на бумаге плотностью менее 115 и более 170 г/кв. м, использование 5-го цвета с запечаткой до 10%.
c. 3 категория – многокрасочная печать, в т. ч. Pantone, брошюр с «ложными» разворотами со стыковками по цвету, печать на невпитывающих материалах, на дизайнерских бумагах, печать CMYK с запечаткой более 100% и т. д.

КБС – клеевое бесшвейное скрепление. Один из видов скрепления многополосных изданий (брошюр, каталогов, журналов). Обычно применяется в изданиях ограниченного срока использования с толщиной корешка от 4 до 10 мм.

Кегль – условный размер шрифта, расстояние от нижней части строчной буквы р до верхней части заглавной буквы Р. Кегль измеряется в пунктах pt (один пункт равен 0,35 мм).

Конгрев (конгревное тиснение) – технологическая операция. Формирование (выдавливание) на бумаге различных изображений. Конгрев может совмещаться с офсетной печатью, тиснением фольгой либо быть без запечатки (слепой конгрев).

Коэффициент запечатки листа (интегральный) – средняя (с учетом площади) плотность запечатки листа по CMYK. Например: C — 50%, M — 30%, Y — 10%, K — 10%, ИКЗ = 100%. Необходим в расчете стоимости заказа при определения расхода краски и сложности работы. Чем выше ИКЗ, тем, вероятнее всего, сложнее работа.

«Ложный» разворот – отличный от центрального разворот брошюры с переходом изображения с одной полосы на другую. «Ложный» разворот может быть также у сфальцованного буклета.

Макет – эталон для верстки полос издания и монтажа с раскладкой полос на печатном листе, утвержденный издательством. Различают макеты художественного оформления издания, верстки и издания в целом.

Надсечка – технологическая операция. В отличие от высечки при надсечке материал прорубается не насквозь. Применяется при изготовлении, например, наклеек.

Нонпарель – мелкий типографский шрифт (2,25 мм).

Оригинал-макет  – оригинал, каждая страница которого полностью совпадает с соответствующей страницей будущего издания. Он может быть:
a. машинописным, подписанным в набор или печать. В таком виде он отсылается на полиграфическое предприятие для набора и печати тиража;
b. кодированным – на магнитном или оптическом диске;
c. твердой копией, подготовленной для изготовления фотоформ или печатных форм фотомеханическим либо другим способом.

Офсетная печать – вид печати с плоской поверхности, в основе которой лежит принцип несмешиваемости масла и воды. Печатная форма удерживает краску не за счет того, что репродуцируемые участки изображения оказались приподняты (как в высокой печати) или вытравлены (как в глубокой), а за счет специальной обработки, позволяющей воспринимать краску на масляной основе и отталкивать воду.
Многокрасочная офсетная машина имеет отдельную печатную секцию для каждой наносимой краски. Например, если в публикации были использованы четыре триодных цвета и один простой и при этом печатная машина имеет пять красящих секций, то каждая краска (голубая, пурпурная, желтая, черная и смесевая) должна быть заправлена в отдельную секцию. При печати бумага будет последовательно проходить через каждую секцию. Если же машина имеет меньшее число секций, то придется напечатать сначала два или три цвета, остановить машину, заменить краски и печатные формы, а затем снова пропустить бумагу через те же самые секции для нанесения оставшихся красок.

Офсет – самый известный и распространенный вид печати. Полноцветные брошюры, буклеты, стикеры, приглашения, календари, плакаты, этикетки и просто большие тиражи — зона офсетной печати. Нельзя забывать, что для этой печати, впрочем, как и для остальных, требуется серьезная предпечатная обработка.

Печатная проба – цветопроба, выполненная на тиражном материале на печатной машине.

Пикколо – элемент настенного календаря, обычно квартального. Представляет собой металлическое кольцо диаметром 3-5 мм, обрамляющее отверстие для крепления календаря на стене.

Пиксель (pixel) – неделимая точка в графическом изображении растровой графики.

Плакат – красочное рекламное издание большого формата.

Постер – разновидность плаката большого размера.

Приладка – технологическая операция, включающая настройку печатной машины под заданный печатный формат и бумагу, зарядку форм, регулировку красочного аппарата и т. д. Приладка заканчивается получением подписного листа.

Проспект – многостраничное, сброшюрованное издание, имеющее, как правило, красивые иллюстрации.

Раскладка на лист – то же, что и спуск полос, только в качестве полосы выступает одно или несколько изделий, (например: раскладка комплектов этикеток на печатном листе).

Растискивание — увеличение растровой точки при офсетной печати. Исходит из принципа традиционной офсетной печати. Растискивание измеряется в процентах по элементам шкалы оперативного контроля печатного процесса 40% и 80% с помощью денситометра.

Растровая графика – графическое представление объекта в виде множества точек (как правило, это фотография). Для работы с таким форматом предназначен графический редактор Adobe Photoshop.

Расходные материалы – материалы, необходимые для производства заказа. Расходные материалы могут относиться непосредственно к заказу (например, бумага, краска, лак, пленка, формы, фольга), либо закладываться в стоимость нормочаса (например, смывка валиков, офсетная резина).

Ригель – элемент переплета перекидных календарей. Применяется для удобства размещения календаря на стене. Представляет собой отрезок металлической проволоки со сформированным посередине изгибом — «ушком».

Спектрофотометр — оптический прибор для контроля печатного процесса. Измеряет координаты цвета в различных цветовых пространствах.

Специальные предложения — предложения по изготовлению продукции со стандартными параметрами. Цена такой продукции минимизирована благодаря использованию стандартных элементов (например, стандартные блоки в квартальных календарях) или совместной одновременной печати разных заказов (например, карманные календари).

Спуск полос – раскладка отдельных элементов издания – полос – на печатные листы с учетом последующей послепечатной обработки.

Тампонная печать – вид печати, используемый при нанесении логотипа на сувенирную продукцию.

Термопечать – перевод изображения (обычно на ткань) под воздействием высокой температуры.

Термоподъем – вид печати, при которой создается эффект объемного текста на материале.

Тиснение – отделка визитных карточек и буклетов, фольгирование с помощью термопресса.

Фальцовка – процесс сгибания (складывания) бумаги. Применяется на бумагах плотностью до 170 г/кв. м включительно. Линия сгиба при фальцовке называется фальц. На более плотных бумагах используют биговку.

Флаер – иллюстрированный пригласительный билет.

Флексография – наиболее важными особенностями флексографического процесса являются используемые в нем резиновые или фотополимерные печатные формы. Поскольку они гибкие, то с их помощью можно печатать на множестве различных типов поверхностей, которые совершенно не подходят для офсета — от тонкого пластика до грубого картона.

Цветопроба – полученное различными путями изображение полиграфической продукции в цвете. Бывают аналоговые, цифровые, печатные цветопробы.

Шелкография – вид печати, при котором краска прогоняется через шелк. Отличается повышенной насыщенностью изображения (относительно офсета).

Шкалы оперативного контроля печатного процесса – деления, позволяющие контролировать печатный процесс на предмет отклонений от эталона по параметрам, определяющим качество офсетной печати, например: плотность краски, контрастность печати, баланс по серому и т. д.

Pantone – наименование фирмы, выпускающей каталоги цветов для полиграфии, объединенных названием Pantone. Наиболее распространенный из них – Pantone Formula Guide. Каталог состоит из 14 базовых и более 1000 составных цветов, получаемых из базовых по соответствующим формулам. В каталоге представлены цвета для двух основных типов бумаги – мелованной и офсетной. Распространенный термин – цвет по пантону.

POS-материалы (Point-Of-Sale) – рекламные материалы для оформления мест продаж: стикеры, мобайлы, вобблеры, шелфтокеры, ценники и т. д.

WIRE-O – двойная проволочная спираль. Расходный материал, а также способ переплета многополосных изданий, в основном календарей, блокнотов.